Ломбина Тамара Николаевна

Ломбина Тамара Николаевна родилась 7 июля 1949 года в городе Эмба Актюбинской области Казахстана. Окончила филологический факультет Актюбинского пединститута и библиотечный факультет Ленинградского института культуры. Работала в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга., в Сыктывкарском государственном университете, в настоящее время заведующий лабораторией «Одаренные дети» Коми республиканского центра научно-технического творчества

Ею создана концепция развивающего обучения и комплексная программа сохранения природной одаренности ребенка. Она разработала инновационную образовательную программу «Читайка», которая в 2004 году Министерством образования Республики Коми сертифицирована как авторская. В 2008 г. комплект пособий к авторской программе стал лауреатом Премии правительства Республики Коми в области образования; в 2008 г. книга «Грамотейка» стала лауреатом всероссийского конкурса Программы «Сто лучших товаров России» в номинации «Образовательные услуги» и удостоена специального диплома «Новинка года».

В 2010 году Тамара Николаевна защитила диссертацию в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова на соискание ученой степени кандидата психологических наук по теме «Целенаправленное развитие речи у дошкольников в соответствии с принципом дифференциации (по авторской программе). В 2013 году ВАК Минобрнауки присвоил Ломбиной Т.Н. ученое звание доцента по специальности «Педагогическая психология».

Публикуется с 1984 г., автор 12 книг, изданных в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Туле и Сыктывкаре. Её произведения публиковались в журналах «Наш современник», «Мурзилка», «Детская литература», «Костер», «Север», «Нижний Новгород», «Мир женщины», «Роман-журнал XXI век», «Дружба народов», «АРТ» и других.

В своей прозе Тамара Николаевна раскрывает духовные устремления людей к добру, к непримиримой борьбе со злом. Ее фантазия опирается на народные предания, раздумья, надежды и фольклор. Произведения писательницы насыщены самобытными характерами, лёгким юмором, сочным языком. Тамара Ломбина – член Союза писателей России с 1994 года, член-корреспондент Академии поэзии, член Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов. Она лауреат Всероссийского конкурса на лучшую книгу для детей «Наш огромный мир», лауреат премии «Лучший рассказ года» Всероссийского журнала «Мурзилка». Проявила себя Тамара Ломбина и как драматург – ее постановки для детей с 1995 года ставятся в Государственном академическом драматическом театре им. В.А. Савина.

Т.Н. Ломбина ежегодно является участником соборных слушаний Всемирного Русского Народного Собора, организуемых Союзом писателей России и Патриархией Русской Православной Церкви.

Награждена Почетной грамотой Министерства образования и высшей школы Республики Коми (1999), Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1999), Почетной грамотой Союза писателей Республики Коми (2009), нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2006). Заслуженный работник Республики Коми (2008). Дипломант IV Международного конкурса деткой и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени А.Н. Толстого (2012), лауреат Международной литературной премии им. Петра Ершова в номинации «Лучшая сказка» (2013). В 2015 году книга Тамары Ломбиной "Чистый четверг" вошла в число победителей российского конкурса "КНИГА ПОБЕДЫ".

Ныне проживает в г. Москва.

Соч.: Берестяная шкатулка с северным сиянием, СПб., 1994; Сказки прадеда Кондрата. М., 1994; Чистый четверг, 1999; Читайка, 1999; И был мне сон. Сыктывкар, 2003; Рюкзачок с загадками. Ростов-на-Дону, 2006; Читай-город. Ростов-на-Дону, 2006; Рюкзачок с загадками. Ростов-на-Дону, 2007 (2-ое издание); Дневник Пети Васина и Васи Петина. СПб, 2007; Грамотейка. Тула:, 2007; Рюкзачок с загадками. Ростов-на-Дону, 2008 (3-ое издание); Город Грамотейск. Добукварь. Сыктывкар, 2008; Рассказы. Наш современник, № 11, 2006; Белый бор. №5, Сыктывкар, 2006; Рассказы. Наш современник, № 11, 2006; Рассказы. Наш современник, № 11, 2008; Рассказы. Наш современник. № 11, 2009; Я дарю вам руку, сердце и веник из мимоз. Сыктывкар, 2010;

Зина-капуста. Изд-во журнала «Арт», Сыктывкар, 2013; Про правду и кривду. Сказки для детей и их родителей. Сыктывкар, 2014;Зелёные люди. Рассказы, сказки, стихи писателей Республики Коми и Урала. Рассказы. Сыктывкар, 2014; Предлагаю вам руку, сердце, сына и веник из мимоз. Рассказ. Российский писатель. Москва. № 1–10. 2011; Анна Степановна. Повесть. Наш современник, № 8, 2014; Зина-капуста. Рассказ. Белый бор. №10, 2014; Дневник Пети Васина и Васи Петина. Москва, 2015;  .

Лит.: Н.Мирошинченко. Ровесник – Молодёжь Севера, 1984, 19 февр.; С.Добрынин. Вначале было слово – Вечерний Сыктывкар, 1994, 18 нояб.; И.Добрякова. Объяснение в любви – Прекрасная половина – 1995, март; Л.Глазкова. Ты полюбишь русский на пятёрку, если с пелёнок подружишься с «читайкой» – Торговая газета, 1997, 21 мая; В.Догулов . Альманах «Версты» – Московский железнодоржник – 1998, 30 мая; Т.Истомина. «И жизнь, и слёзы, и любовь…» – Т.Ломбина. Чистый четверг, 1999; Н.Киреева. От Я до А. Писательница Татьяна Ломбина советует учить алфавит наоборот – Республика – 1999, 11 дек.; Е.Суворов. Познавая мир через игру – Вера Эскöм, 2000, №361; Р.Ногин. Автографла öчередь – Йöлöга, 2000, №23; И.Фадеева. Сны Катерины: модерн или утопия? – Арт, 2001, №1; Ж.Лихачёва. Бур анбур – Коми му, 2002, 1 июня; Л.Зыль. И жизнь, и слёзы, и любовь Тамары Ломбиной – Красное знамя, 2002, 5 дек.

О творчестве Тамары Ломбиной

http://www.ndbmarshak.ru/content/menu/190/Lombina_T.N._2014.pdf
http://gazetaraduga.ru/pishichitai/tamara-lombina-nastoyaschemu-cheloveku-zhit-interesno-18-12-2014.html
http://komikz.ru/news/culture/?id=9628
http://eskomizdat.ru/?page_id=2569
http://www.rulit.me/authors/lombina-tamara
http://old.komionline.ru/news/print/17338
http://cbsezhva.ru/index.php?catid=28:2011-11-11-05-59-05&id=422:2013-04-29-06-20-01&Itemid=67&option=com_content&view=article
http://a-g-popov.livejournal.com/101753.html
http://detlit-rus.ru/lombina.htm
http://www.komi.kp.ru/daily/26443/3313986/
https://www.bnkomi.ru/data/news/18821/
http://respublika11.ru/2015/12/21/tamara-lombina-voshla-v-knigu-pobedyi/

Произведения Тамары Ломбиной

http://www.promegalit.ru/public/12573_tamara_lombina_ljublju_kak_desjat_zhiznej_rasskaz.html
http://www.rusvera.mrezha.ru/663/6.htm
http://www.staroeradio.ru/audio/19711
http://samlib.ru/n/nastja_i_nikita/tlrasskazy1.shtml

Тамара Ломбина
Давным - давно в детстве

Какая чудесная весна! Тепло. Черемуха зацвела, не город, а волшебный сосуд с черемуховыми духами. В такие минуты ощущения полного счастья всегда страшно: долго так продолжаться не может, очень уж хорошо. Я такая молодая, совсем девчонка, но каждому встречному мне хочется сказать о том, что я самый богатый, самый счастливый человек на свете: дома, в кроватке меня ждет чудо-чудное – моя первая доченька. И так хочется, чтобы все-все были счастливы. Люди кругом исключительно красивые и счастливые.
Забылась школа, ушла в прошлое, школьные друзья все реже встречаются на моем пути и вдруг... Петька, Ручкин!!! Я бросаюсь неожиданно даже для себя к этому нелепому и довольно странному человеку. Вот уж я, действительно, смогла оценить скорость нашей мысли: за эти несколько секунд память моя, добрее и благодарнее меня, как оказалось, прокрутила одну из самых больных историй, связанных со школой...
В шестом классе к нам пришла новая учительница математики. Класс, проводив на пенсию свою любимую Юлию Евгеньевну, настороженно молчал.
– Евдокия Михайловна Колюжная, – представилась математичка. Учительница прочитала список учеников, мы все вставали, она пристально смотрела на каждого, словно фотографируя. Меня она разглядывала, по- моему, с особенным любопытством. Я долго стояла под ее взглядом. Это становилось тягостным и, неожиданно для себя, от растерянности я села.
– Что, ноги не держат? – довольно резко спросила она меня. Впервые в жизни я почувствовала неприязнь человека, которого вижу первый раз и с которым, возможно, несколько лет придется встречаться каждый день.
Каждая контрольная при Юлии Евгеньевне у меня превращалась в праздник. Вначале радость преодоления робости перед нерешенной задачей, потом логический поиск и осмысление и, наконец, решение на черновике. Теперь переписать и ждать после уроков, когда же она, любимая Юлия, проверит наши контрольные и объявит оценки. Она нас никогда не мучила до следующего дня, или до следующего урока.
– Ну что? – поднимала она в лучистых морщинках такое родное лицо, делала привычную паузу, мы замирали, – порадовали вы меня бешки (от 6 класса "Б"). И начинался наш любимый праздник. Учительница никогда не ставила двоек, их не могло быть, бывало, что она не ставила оценки, говоря при этом, что ей не удалось научить, и она очень переживала это, больше самого виновника.
Непонятная, необъяснимая неприязнь новой учительницы сказалась сразу же на втором уроке, к которому я готовилась, как всегда тщательно и с удовольствием.
–Ткаченко, к доске, – прозвучал резкий голос, от которого мне стало неуютно.
Ребята почувствовали, что перед ними непонятная дуэль, но я ответила все-таки хорошо даже на дополнительные вопросы, не пропали даром уроки Юлии.
– Ну что ж, садись, – протянула Евдошка, так все стали ее называть после первого же знакомства.
Кто имел когда-нибудь тетю, которая работает в той школе, где ты учишься, тот поймет, как трудно приходится племяннице, а у меня было две тети учительницы! Каждый мой шаг контролировался особенно пристрастно: не подведи, не умали авторитета.
На большой перемене того же дня ко мне подошла одна из них, которая с обидой спросила: «Как мне удалось докатиться, – она сделала трагическую паузу, – до тройки?»
– Какая тройка? – искренне удивилась я.
– Как это не получала, – возмутилась тетушка, – а по алгебре сегодня?
– Нет, – пришло время удивляться мне, – у меня был хороший ответ, это какая-то ошибка.
После шестого урока в класс вошли математичка и моя тетя, которая к несчастью, была моим классным руководителем.
Евдошка прошла к столу, а тетя села на последнюю парту.
– Это просто беспрецедентный случай, – как-то непонятно начала учительница, а у меня отчего-то упало сердце (а еще говорят, что предчувствий не бывает), – меня сегодня обвинили во лжи... Встань, Ткаченко.
Я поднялась, пытаясь вспомнить какую-нибудь провинность.
– Итак, я поставила тебе, Наталья, три, в то время, как ты ответила на пять, так? – грозно сдвинула она брови.
– Так, – совершенно бесхитростно ответила я, и этим на какое-то время смутила Евдошку, но она гримасу смущения умело подменила маской возмущения.
– Пусть скажет класс, кто из нас лжет.
Я повернулась не столько за этим подтверждением, сколько просто за поддержкой к одноклассникам, но вместо лиц увидела затылки. И только маленький, головастый Петька Ручкин, самый слабый ученик класса, смотрел на учительницу огромными синими глазами... Повисла тягостная тишина. Все молчали.
Неожиданно для всех на своих кривых ножках поднялся Петька и сказал: "Она отвечала хорошо. Это точно!"
– Значит, мы с классом лжем, а Ткаченко и, с позволения сказать, этот отличник, как там его, – Евдошка нарочно долго искала фамилию Петьки.
Это стало похоже на пытку, только больно было не телу, а душе.
– Его фамилия Ручкин, – почувствовав какую-то необычайную отвагу, сказала я.
– А ты, лгунья, молчи, – отрезала учительница.
Вот так кончилось мое увлекательное путешествие в страну математики, навсегда. Мне теперь очень жаль, что ее красота осталась для меня терра инкогнито.
Уже потом, спустя много лет, я узнала, что математичка была маминой одноклассницей. Не только маме, но и мне она не могла простить того, что мой папа выбрал не ее. Вот, оказывается, как просто открывался этот ларчик. Только все равно грустно…

Мы идем по городу, на нас оглядываются прохожие. Я, – нарядная, яркая и счастливая,– а он, ¬– настоящий бомж. Петька пытается, было, сбежать от меня.
– Ты что, Ручкин, не узнаешь меня? – возмущаюсь я.
– Нет, я вас узнал, – отвечает он почему-то шепотом. Но я навязываю ему свои сумки и веду к себе. Он выглядит так, как обычно выглядят вернувшиеся из тюрьмы или бездомные люди, и страшно стесняется себя.
– Девушка, все в порядке? – спрашивает меня какой-то парень спортивного вида.
– Все прекрасно, – отвечаю, – вот одноклассника встретила. Смотрю в обветренное лицо Петьки и вижу, что у него дрожат губы, и вижу, что его левый глаз почему-то изуродован бельмом, и вижу, что он дурно одет, и вижу, что он не очень чист… Но вижу, что он мне так же рад, как и я ему, и помнит то же самое, что и я.
Одноклассник мой, как же сломала тебя жизнь…